Аннотации к РП ФОП СОО 2023

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
Башкирская гимназия- интернат
имени Буракаевой Марьям Сабирьяновны с.Исянгулово
МР Зианчуринский район
Аннотации к рабочим программам по предметам учебного плана
федеральной образовательной программы среднего общего
образования(10–11 классы)
Предмет

Русский язык

Аннотация к рабочей программе
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также
Федеральной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г
№ 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ООП СОО.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка
межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и
этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и
функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей,
умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно
важных для человека областях.
Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего образования обеспечивает общекультурный
уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе среднего профессионального и
высшего образования. Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления,
памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Содержании
программы выделяется три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст»,
«Функциональная стилистика. Культура речи».

Литература

История

Федеральная рабочая программа по литературе на уровне среднего общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной программы
воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации,
утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.№ 637-р (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2016, № 17, ст.2424) и подлежит непосредственному применению при
реализации обязательной части ООП СОО.
Основу содержания литературного образования в 10-11 классах составляют чтение и изучение выдающихся
произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины ХIХ - начала ХХI века с целью
формирования целостного восприятия и понимания художественного произведения, умения его анализировать
и интерпретировать в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, их литературным развитием,
жизненным и читательским опытом. В федеральной рабочей программе учебного предмета «Литература» учтены
этапы российского историко-литературного процесса второй половины ХIХ - начала ХХI века, представлены
разделы, включающие произведения литератур народов России и зарубежной литературы.
Учебный предмет «Литература» на уровне среднего общего образования преемственен по отношению к
учебному предмету «Литература» на уровне основного общего образования.
Федеральная рабочая программа по истории на уровне сред­ него общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной программы
воспитания, и подлежит не­ посредственному применению при реализации обязательной
части ООП СОО.
История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного,
нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания
и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника,
способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и
освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего
исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает
формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли
современной России в мире, важности вклада каждого её народа, его культуры в общую историю страны и
мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.

Обществознание

География

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» на уровне основного общего
образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в ФГОС ООО, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание», а также с учётом федеральной программы воспитания и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Изучение учебного предмета «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях
его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях
человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к
служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной информации помогает
обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации,
вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать,
преобразовывать и применять их.
Изучение учебного предмета «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры и
общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию
способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
Федеральная рабочая программа учебного предмета «География» на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на
основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в федеральной программе воспитания и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Учебный предмет «География» на уровне основного общего образования - предмет, формирующий у
обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об
основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о
динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах
взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии на уровне основного общего образования является базой для реализации
краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в
старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для
последующей уровневой дифференциации.

Обеспечение
безопасности
жизнедеятельности

Иностранный язык
(английский)

освоение содержания материала в логике последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация,
экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация – и разумного построения модели индивидуального и
группового безопасного поведения в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в природной,
техногенной, социальной и информационной сферах.
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования является достижение
выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с актуальными
потребностями личности, общества и государства.
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего
образования федеральная рабочая программа предполагает внедрение универсальной структурно-логической
схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности:
«Предвидеть опасность, по возможности её избегать, при необходимости безопасно действовать».
В программе ОБЖ содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено десятью модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного общего
образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:
Модуль №1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»
Модуль №2 «Безопасность в быту»
Модуль №3 «Безопасность на транспорте»
Модуль №4 «Безопасность в общественных местах»
Модуль №5 «Безопасность в природной среде»
Модуль №6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»
Модуль №7 «Безопасность в социуме»
Модуль №8 «Безопасность в информационном пространстве»
Модуль №9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
Модуль №10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и
здоровья населения».
Для формирования практических навыков в области военной службы в соответствии с Приказом Министра
обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации № 96/134
от 24 02 2010 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации
начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных
учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» организуются учебные
сборы.
Рабочая программа среднего общего образования по иностранному (английскому) языку (базовый уровень) составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы»,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 05 2012 № 413 с изменениями,
внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 12 2014 № 1645, от 31
12 2015 № 1578, от 29 06 2017 № 613, приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24 09

Математика

2020 № 519, от 11 12 2020 № 712), основной образовательной программой среднего общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от
28.06.2016 г. № 2/16) с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания, представленных
в Универсальном кодификаторе по иностранному (английскому) языку (одобрено решением ФУМО от 12 04
2021 г , Протокол №1/21), а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представлен- ной в федеральной рабочей программе
воспитания (одобрено решением ФУМО от 12 06 2020 г ).
Рабочая программа учитывает особенности изучения английского языка, исходя из его лингвистических
особенностей и структуры русского языка обучающихся, межпредметных связей иностранного (английского)
языка с содержанием других общеобразовательных предметов, изучаемых в 10—11 классах, а также с учётом
возрастных особенностей обучающихся. В рабочей программе для старшей ступени средней
общеобразовательной школы предусмотрено дальнейшее совершенствование сформированных иноязычных
речевых умений обучающихся и использование ими языковых средств, представленных в примерных рабочих
программах начального общего и основного общего образования, что обеспечивает преемственность между
этапами общего образования английскому языку. При этом содержание примерной программы среднего общего
образования имеет особенности, обусловленные задачами развития, обучения и воспитания обучающихся
заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств,
предметным содержанием системы среднего общего образования, а также возрастными психологическими
особенностями обучающихся 16—17 лет.
Рабочая программа предмета «Второй иностранный язык (английский)» для гуманитарного профиля реализуется
на основе УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight") для 10-11 классов общеобразовательных учреждений
(авторы О.В. Афанасьева, Д. Дули и др.). К завершению обучения в средней школе планируется достижение
учащимися 11 класса уровня подготовки по английскому языку по четырем коммуникативным компетенциям –
аудировании, чтении, письме и говорении, соответствующего уровню В1/В2.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» базового уровня для обучающихся 10—11 классов
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, с учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и
традиций российского образования Реализация программы обеспечивает овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития личности обучающихся.
В рабочей программе учтены идеи и положения «Концепции развития математического образования в
Российской Федерации» В соответствии с названием концепции, математическое образование должно, в
частности, предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний,
необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе.
Основные линии содержания курса математики в 10-11 классах: «Числа и вычисления», «Алгебра»
(«Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»), «Начала математического анализа», «Геометрия»
(«Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность и статистика».

Информатика

Биология
(углубленный
уровень)

Данные линии развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако не независимо
одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии.
Сформулированное в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования
требование «владение методами доказательств, алгоритмами решения задач; умение формулировать
определения, аксиомы и теоремы, применять их, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач»
относится ко всем курсам, а формирование логических умений распределяется по всем годам обучения на уровне
среднего образования.
Настоящей рабочей программой предусматривается изучение учебного предмета «Математика» в рамках трёх
учебных курсов: «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
Формирование логических умений осуществляется на протяжении всех лет обучения в старшей школе, а
элементы логики включаются в содержание всех названных выше курсов.
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» на базовом уровне составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего, а также Федеральной программы
воспитания.
Результаты базового уровня изучения учебного предмета «Информатика» ориентированы в первую очередь на
общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития,
которые включают в себя:
● понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной
области;
● умение решать типовые практические задачи, характерные для использования методов и инструментария
данной предметной области;
● осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных
связей с другими областями знания.
Курсу информатики 10–11 классов предшествует курс информатики основной школы.
Рабочая программа среднего общего образования по биологии (углублённый уровень) составлена на основе
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции преподавания учебного
предмета «Биология» и основных положений федеральной рабочей программы воспитания.
Учебный предмет «Биология» углублённого уровня изучения (10—11 классы) является одним из компонентов
образовательной области «Естественные науки». Согласно положениям ФГОС СОО, профильные учебные
предметы, изучаемые на углублённом уровне, являются способом дифференциации обучения на старшей
ступени школы и призваны обеспечить преемственность между основным общим, средним общим, средним
специальным и высшим образованием. В то же время каждый из этих учебных предметов должен быть
ориентирован на приоритетное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, связанных с
профориентацией обучающихся и стимулированием интереса к конкретной области научного знания, связанного
с биологией, медициной, экологией, психологией, спортом или военным делом.
Структура программы учебного предмета «Биология» отражает системно-уровневый и эволюционный подходы

Физика

Химия
(углубленный
уровень)

к изучению биологии, согласно которым изучаются свойства и закономерности, характерные для живых систем
разного уровня организации, эволюции органического мира на Земле, сохранения биологического разнообразия
планеты. В 10 классе изучаются основы молекулярной и клеточной биологии, эмбриологии и биологии развития,
генетики и селекции, биотехнологии и синтетической биологии; актуализируются знания обучающихся по
ботанике, зоологии, анатомии, физиологии человека В 11 классе изучаются эволюционное учение, основы
экологии и учение о биосфере.
Программа составлена с учётом количества часов, отводимого на изучение предмета «Биология» учебным
планом на углублённом уровне в естественно-научном профиле 10—11 классов.
Рабочая программа по физике на уровне среднего общего образования (базовый уровень изучения предмета)
составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования
(ФГОС СОО), а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и Концепции преподавания
учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы.
Содержание Программы направлено на формирование естественно-научной картины мира учащихся 10—11
классов при обучении их физике на базовом уровне на основе системно-деятельностного подхода. Программа
соответствует требованиям ФГОС СОО к планируемым личностным, предметным и метапредметным
результатам обучения, а также учитывает необходимость реализации межпредметных связей физики с
естественно-научными учебными предметами.
Стержневыми элементами курса физики средней школы являются физические теории (формирование
представлений о структуре построения физической теории, роли фундаментальных законов и принципов в
современных представлениях о природе, границах применимости теорий, для описания естественно-научных
явлений и процессов).
В соответствии с ФГОС СОО физика является обязательным предметом на уровне среднего общего образования.
Рабочая программа среднего общего образования по химии (углублённый уровень) составлена на основе
Федерального закона от 29 12 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, с учётом «Концепции
преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы» и федеральной рабочей программы воспитания.
В соответствии с концептуальными положениями ФГОС СОО о назначении предметов базового и углублённого
уровней в системе дифференцированного обучения на завершающей ступени школы (10—11 классы) учебный
предмет «Химия» на уровне углублённого изучения направлен на реализацию преемственности с последующим
этапом получения химического образования в рамках изучения специальных естественно-научных и химических
дисциплин в вузах и организациях среднего профессионального образования. В этой связи изучение предмета
«Химия» ориентировано преимущественно на расширение и углубление теоретической и практической
подготовки обучающихся, выбравших определённый профиль обучения, в том числе с перспективой
последующего получения химического образования в средних специальных и высших учебных организаций.

Составляющими предмета «Химия» на уровне углублённого изучения являются углублённые курсы —
«Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия». В естественно-научном профиле 10-11 классов
изучение предмета предусмотрено в объёме учебной нагрузки не менее 3 часов в неделю соответственно 204 часа
за два года обучения.
Рабочая программа по физической культуре на уровне среднего общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а
Физическая
также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
культура
социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания.
Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для 10—11 классов общеобразовательных
организаций представляет собой методически оформленную концепцию требований Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования и раскрывает их реализацию через
конкретное содержание.
Программа разработана для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан и других регионов
Российской Федерации, реализующих программы среднего общего образования в национальной школе и
направлена на оказание методической помощи учителям, работающим с предметной областью «Родной язык и
родная литература».
Программа разработана для обучающихся, владеющих и слабо владеющих
Родной
родным башкирским языком.
(башкирский)
Цель изучения учебного предмета «Родной (башкирский) язык» – совершенствование видов речевой
язык (первая линия)
деятельности, коммуникативных умений и культуры речи на родном языке, расширение знаний о специфике
башкирского языка, основных языковых единицах в соответствии с разделами науки о языке; формирование
российской гражданской идентичности в поликультурном обществе.
В соответствии с ФГОС СОО, ФОП СОО учебный предмет «Родной язык» входит в предметную область
«Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения.
Программа разработана для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан и других регионов
Российской Федерации, реализующих программы среднего общего образования в национальной школе, и
направлена на оказание методической помощи учителям, работающим с предметной областью «Родной язык и
родная литература».
Родная
Цель изучения предмета «Родная (башкирская) литература» – воспитать духовно развитую личность,
(башкирская)
литература (первая включенную в культурно-языковое поле башкир, приобщить обучающегося к литературному наследию своего
народа, развить у него способности к восприятию, постижению и объективной оценке художественных текстов,
линия)
усовершенствовать базовые коммуникативные навыки.
В соответствии с ФГОС СОО, ФОП СОО учебный предмет «Родная литература» входит в предметную
область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения.
Программа рассчитана на 2 года.


Наверх

О всероссийском учении

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ МКУ "Отдел образования Администрации МР Зианчуринский район РБ" №204 от 03 мая 2024 года "О проведении всероссийского учения".PDF (скачать)
Приказ по МОАУ Башкирская гимназия-интернат им.М.С.Буракаевой с.Исянгулово № 80 от 15.05.2024 года.PDF (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».