Учебный план БГ для 8,9 классов на 2024-2025 учебный год

02-08
Учебный план
муниципального общеобразовательного
автономного учреждения
Башкирская гимназия-интернат
им. М. С. Буракаевой с. Исянгулово
муниципального района Зианчуринский район
Республики Башкортостан

c. Исянгулово – 2024

Приложение №1 к ООП ООО,
утвержденной Приказом МОАУ
Башкирская гимназия-интернат
им. М. С. Буракаевой с. Исянгулово
№ 105 от 18 мая 2022

02-08

Учебный план
муниципального общеобразовательного
автономного учреждения
Башкирская гимназия-интернат им.М. С. Буракаевой с. Исянгулово
муниципального района Зианчуринский район
Республики Башкортостан

Рассмотрен и согласован
на Совете родителей
протокол № 1 от 21.08.2024 г.

Режим работы
МОАУ Башкирская гимназия-интернат
им. М. С. Буракаевой с. Исянгулово
1. Количество класс - комплектов по уровням:
-2 уровень: 7 класс - комплектов (5, 6 , 7 а , 7 б, 8 а, 8 б, 9 классы)
2. Режим.
В 2024 – 2025 учебном году в гимназии-интернате устанавливается 5дневная учебная неделя для 1-11 классов.
(СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и здоровья детей и
молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28).
3. Сменность.
1 смена – все классы
4. Форма обучения.
- обучение в гимназии-интернате;
- дистанционное обучение (по Приказу МО Республики Башкортостан).
4. Начало учебных занятий.
Учебные занятия в гимназии-интернате начинаются с 8.30 до 14.30
часов. При дистанционном обучении – с 10.15 до 14.55.
5. Продолжительность уроков:
Продолжительность уроков для 8 –9 классов – 40 минут (СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и здоровья детей и молодежи»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28).
6. Учебный календарь на 2024 – 2025 учебный год.
На второй уровень: в 7-9 классах на четверти
Четверть

I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть

Дата
Начало
четверти
02.09.24
05.11.24
13.01.25
07.04.25

Окончание
четверти
25.10.24
28.12.24
28.03.25
26.05.25

Продолжительность
(количество учебных
недель)
8 недель / 39 дней
8 недель /40 дней
10 недель /50 дней
7 недель / 32 дня

7. Расписание звонков с переменами
Расписание звонков с переменами для 8-9 классов
Начало

Окончание

Перемена

1 урок

08.30

09.10

10 мин

2 урок

09.20

10.00

10 мин

3 урок

10.10

10.50

10 мин

4 урок

11.00

11.40

20 мин

5 урок

12.00

12.40

20 мин

6 урок

13.00

13.40

15 мин

7 урок

13.55

14.35

5 мин

11. Каникулы:
Осенние – 10 дней, с 26 октября по 05 ноября 2024 г.
Зимние – 15 дней, с 29 декабря 2024 г. по 12 января 2025 г.
Весенние – 9 дней, с 29 марта по 06 апреля 2025 г.
Пояснительная записка.
Учебный план МОАУ Башкирская гимназия-интернат им. М. С.
Буракаевой с. Исянгулово (далее гимназия-интернат) на 2024– 2025
учебный год разработан в соответствии со следующими документами:
Документы федерального уровня:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".
3. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 661 «Об утверждении
Правил
разработки,
утверждения
федеральных
государственных
образовательных стандартов и внесения в них изменений».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287.
5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и здоровья детей и молодежи»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.
6. Письмо Минобрнауки РФ от 8.10.2010 № ИК-1494/19 «О введении
третьего часа физической культуры».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20
мая 2020 года № 254 о федеральном перечне учебников, рекомендуемых к

использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность.
Документы регионального уровня:
8. Конституция Республики Башкортостан.
9.Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об
образовании в Республике Башкортостан».
10. Концепция развития национального образования в Республике
Башкортостан от 31.12.2009 г. № УП-730.
11. Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики
Башкортостан» № 216-З от 15 февраля 1999 года.
12. Постановление Правительства РБ от 09.12.2013 № 585 "Об утверждении
Порядка регламентации и оформления отношений государственной или
муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их
родителями (законными представителями) в части организации обучения по
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования на дому или в медицинских организациях".
13. Письмо Министерства образования и науки Республики Башкортостан №
04- 05/ 335 от 01.04.2020 г. «Рекомендации по регулированию отдельных
вопросов осуществления образовательного процесса в условиях
дистанционного обучения».
14. Решение заседания коллегии Министерства образования и науки
Республики Башкортостан «Об организации изучения предметной области
«Родной язык и литературное чтение на родном языке» («Родной язык и
родная литература») при проведении обновленных федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования.
Документы школьного уровня:
15. Устав МОАУ Башкирская гимназия-интернат им. М. С. Буракаевой
с. Исянгулово
16. Основная образовательная программа основного общего образования
МОАУ Башкирская гимназия-интернат им. М. С. Буракаевой с. Исянгулово,
составленная в соответствии ФГОС ООО).
17. Примерные программы по учебным предметам.
18. Локальные акты МОАУ Башкирская гимназия-интернат им. М. С.
Буракаевой с. Исянгулово.
19. Положение об электронном обучении и использовании дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ
МОАУ Башкирская гимназия- интернат им. М. С. Буракаевой с.Исянгулово.

Общая характеристика учебного плана
Учебный план МОАУ Башкирская гимназия-интернат им. М. С.
Буракаевой с. Исянгулово (далее гимназия-интернат) на 2024-2025 учебный
год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму
образовательной деятельности, установленных СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и здоровья детей и молодежи», утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28), и предусматривает:
- 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ
основного общего образования для 5 – 9 классов;
Обязательная недельная нагрузка
обучающихся гимназии-интернат
соответствует нормам, определенных СанПиНом 2.4.3648-20 и составляет по
классам:
Классы

8 кл

9 кл

Недельная нагрузка

33ч.

33ч.

Учебный план соответствует действующему законодательству Российской
Федерации в области образования, обеспечивает исполнение федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего, среднего общего образования.
Учебный план и логика его построения отражают основные цели и задачи,
стоящие перед гимназией-интернатом, и создают возможности для развития
способностей каждого ребенка с учетом интересов и психологических
особенностей детей. Учебный план определяет максимальный объем
учебной нагрузки учащихся, распределяет учебное время, отводимое на
освоение федерального и национально-регионального компонентов
государственного образовательного стандарта по классам и образовательным
областям. При составлении учебного плана учтены результаты изучения
образовательного спроса учащихся и родителей (законных представителей), а
также основные принципы обновления содержания образования.
При распределении части, формируемой участниками образовательных
отношений, учтены образовательные потребности и запросы обучающихся и
их родителей (законных представителей).
Структура учебного плана.
Структура учебного плана начального общего образования содержит
обязательную часть и часть, формируемая участниками образовательных
отношений, включая направления внеурочной деятельности.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных учебных областей для всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих
основную образовательную программу начального общего образования,

основного общего образования, среднего общего образования, и учебное
время, проводимое на изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего
реализацию интересов и потребностей обучающихся, родителей (законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся,
организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
гимназии-интерната, состоящего из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений, не превышает
величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН
2.4.3648-20.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной
недельной нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 8,9 класса – не более 6,7 уроков;
Расписание уроков составляется отдельно для обязательной части,
части, формируемой участниками образовательных отношений и внеурочной
деятельности. Внеурочная деятельность планируются на дни с наименьшим
количеством обязательных уроков. Между началом внеурочной деятельности
и последним уроком устраивается перерыв продолжительностью не менее 45
минут.
Дополнительные требования при проведении учебного предмета
«Физическая культура»:
Согласно письму Министерства образования и науки Российской
Федерации от 07.09.2010 № ИК-1374/19 и письму Министерства спорта и
туризма Российской Федерации от 13.09.2010 № ЮН-02-09/4912 при
организации, планировании и проведении школьных уроков физической
культуры и внешкольной спортивной работы используются спортивная
площадка, спортивный зал в гимназии-интернате.
Часы части, формируемой участниками образовательных отношений,
использованы:
- на увеличение количества часов, отводимых на отдельные предметы,
указанные в федеральном компоненте учебного плана.
Образовательная
организация для использования при реализации
образовательных программ выбирает:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20
мая 2020 года № 254 о федеральном перечне учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность.
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными
изданиями определяется исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме,
достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого

обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную
часть учебного плана основных общеобразовательных программ;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или
учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета
на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в
часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного
плана основных общеобразовательных программ.

Учебный план (недельный) для 8-9 классов
Предметные
области

Русский язык
и литература

Учебные предметы

Обязательная часть
Русский язык

Родной язык и
родная литература
Иностранные
языки
Математика
и информатика

Общественнонаучные предметы
Естественно –
научные предметы

Количество
часов в год
9
8

Всего

3

2

5

Литература
Родной язык
Родная литература
Иностранный язык

2
3
1
2

2
2
1
2

4
5
2
4

Алгебра

2

2

4

Геометрия

1

1

2

Вероятность и статистика

1

1

2

Информатика

1

1

2

История России. Всеобщая
история
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура
Основы безопасности и защиты
Родины

2

2

4

1
1
1
1
0,5
0,5
1
0,5
1

1
1
1,5
2
2

2
2
2,5
3
2,5
0,5
2
1.5
1

Искусство
Технология
1
Физическая культура
1
Основы
безопасности и
защиты Родины
Итого
25,5 25,5
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Русский язык
1
1
Литература
1
Родная литература
1
Иностранный язык
1
1
Геометрия
1
1
География
1
Биология
1,5
Физика
1
0,5
Химия
1
1
Основы безопасности и защиты Родины
1
Итого
7,5
7,5
Максимально допустимая годовая нагрузка
33
33
**_ часы, отведенные на преподавание курса «Физическая культура»
счет внеурочной и кружковой деятельности

51

2
1
1
2
2
1
1,5
0,5
2
1
15
66
засчитываются за

Учебный
план
гимназии-интерната для 5 – 9
классов
ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных
программ основного общего образования.
В 8 – 9 классах продолжительность учебного года составляет 34 учебных
недель. Учебный план для 8 – 9 классов составлен в соответствии с ФГОС
ООО.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений, включающей
внеурочную деятельность.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей для всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных учреждений, реализующих основную
образовательную программу основного общего образования, и учебное
время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Учебный план для 8 – 9 классов.
Предметная область «Русский язык
и литература» представлена
предметами
«Русский язык» – 3 часа в неделю в 8 , 2 часа в неделю 9 классе;
«Литература» – в 8,9 классах по 2 часа в неделю.
Предметная область «Родной язык и родная литература» представлена
предметами «Родной язык» –3 часа в неделю в 8-ом классе, 2 часа в
неделю в 9 классе; «Родная литература» - по 1 часу в неделю в 8, 9-х
классах.
Предметная область «Иностранные языки» представлена предметами:
«Иностранный язык», где изучается английский язык по 2 часа в неделю,
Предметная область «Математика и информатика» в 8,9-х классах
представлена учебными предметами: «Алгебра»- по 2 часа в неделю в 8, 9-х
классах, «Геометрия» – по 1 часу в неделю в 8, 9-х классах, «Вероятность и
статистика» по 1 часу в неделю в 8, 9 классах. «Информатика» по 1 часу в
неделю в 8, 9-х классах.
Предметная область «Общественно-научные предметы» представлена
предметами «История России. Всеобщая история» - по 2 часа в неделю в
8 – 9-х классах, «Обществознание» - по 1 часу в неделю в 8, 9- х классах;
«География» – по 1 часу в неделю в 8-9-х классах.
Предметная область «Естественно - научные предметы» представлена
предметами «Биология» – в 8 классе 0,5 часов, в 9 классе 2 часа в
неделю, «Физика» в 8 классе 1 час в неделю, в 9 классе 1,5 часа в
неделю, «Химия» 1 час в неделю в 8 классе, 2 часа в неделю в 9 классе.

Предметная область «Искусство» представлена учебными предметом
«Музыка»- в 8 классе 0,5 часа в неделю изучается «Музыка».
Предмет «Музыка» в 8 классе 0,5 часа изучается во внеурочное время.
Предметная область «Технология» представлена предметом
«Труд
(технология)» по 1 часу в неделю в 8, 9-х классах.
Предметная область «Физическая культура и Основы безопасности и
защиты Родины» представлена учебными предметами «Физическая
культура» – 0,5 часов в неделю в 8 классе, 1 час в неделю в 9 классе,
«Основы безопасности и защиты Родины» в 8 классе 1 час в неделю.
Часть
учебного
плана,
формируемая
участниками
образовательный отношений, определяет содержание образования,
обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их
родителей (законных представителей), МОАУ Башкирская гимназияинтернат им. М. С. Буракаевой с. Исянгулово
Данные часы родителями (законными представителями) распределены
следующим образом (Протокол родительского собрания №1 от 21 августа
2024 г.):
- в 8 классе по 1 часу в неделю на изучение предметов «Русский
язык», «Иностранный язык», «Геометрия»,
«География», «Физика»,
«Химия»; 1,5 часов на изучение предмета «Биология».
- в 9 классе по 1 часу на изучение предметов «Русский язык»,
«Литература», «Родная литература», «Иностранный язык», «Геометрия»,
«Химия», «ОБЗР», 0,5 часа на изучение предмета «Физика».
Итого в 8,9 классах недельная нагрузка составляет 33 при допустимой
нагрузке 33 часов.

Деление на группы.
В учебном процессе по предмету «Труд (технология)» в 8,9-х классах
осуществляется деление на две группы (мальчики и девочки). Учебный
предмет «Труд (технология)» построен по модульному принципу с учетом
возможностей образовательного учреждения и потребностей региона.

Общие характеристики предметных областей.
Предметная область «Русский язык и литература» представлен предметами:
Русский язык
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей
- совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при
помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

создание
устных
монологических
высказываний
разной
коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации
общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и
речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и
полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;
- развитие навыков чтения на русском языке (изучающего,
ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки
прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль
текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и
выразительности;
- овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации);
- понимание, интерпретация и комментирование текстов различных
функционально-смысловых типов
речи
(повествование,
описание,
рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление
информационной переработки текста, передача его смысла в устной и
письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения
единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
-умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки
зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных
неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки
зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
-выявление основных особенностей устной и письменной речи,
разговорной и книжной речи;
-умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с
поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос,
изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление,
информационный запрос и др.);
2)- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности в процессе образования и
самообразования:
осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции
собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных
потребностей;
-соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
-стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру
использования русского литературного языка, оценивать свои языковые
умения и планировать их совершенствование и развитие;
3)- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского
языка:
распознавание и характеристика основных видов выразительных средств
фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и
скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный
оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;
-уместное использование фразеологических оборотов в речи;
-корректное и оправданное употребление междометий для выражения

эмоций, этикетных формул;
-использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
4)- расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и
категориях;
-осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий
лингвистики:
-идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи
и их форм по значению и основным грамматическим признакам;
-распознавание
существительных,
прилагательных,
местоимений,
числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков,
умение различать слова категории состояния и наречия;
-распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических
признаков;
-распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение
смысловых оттенков частиц;
-распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических
особенностей междометий;
5)-формирование навыков проведения различных видов анализа слова,
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также
многоаспектного анализа текста:
-проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как
взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического,
морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и
словообразовательных цепочек слов;
-проведение
синтаксического
анализа
предложения,
определение
синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;
анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять
тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на
абзацы, знать композиционные элементы текста;
-определение звукового состава слова, правильное деление на слоги,
характеристика звуков слова;
-определение лексического значения слова, значений многозначного слова,
стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов,
антонимов;
-деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа слова;
-умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы,
способы словообразования;
-проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных
частей речи; характеристика общего грамматического значения,
морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их
синтаксической функции;
-опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение,
текст);
-умение выделять словосочетание в составе предложения, определение
главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;
-определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной

окраске;
-определение грамматической основы предложения;
-распознавание распространенных и нераспространенных предложений,
предложений осложненной и неосложненной структуры, полных и
неполных;
-распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов
предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и
вставных конструкций;
-опознавание сложного предложения, типов сложного предложения,
сложных предложений с различными видами связи, выделение средств
синтаксической связи между частями сложного предложения;
-определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста
к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание
текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;
-определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических
средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность
их использования;
6)- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объема используемых в речи грамматических языковых средств для
свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем
общения:
-умение использовать словари (в том числе – мультимедийные) при решении
задач построения устного и письменного речевого высказывания,
осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о
назначении различных видов словарей, их строения и способах
конструирования информационных запросов;
-пользование толковыми словарями для извлечения необходимой
информации, прежде всего – для определения лексического значения
(прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных
или многозначных слов, определения прямого и переносного значения,
особенностей употребления;
-пользование
орфоэпическими,
орфографическими
словарями
для
определения нормативного написания и произношения слова;
-использование фразеологических словарей для определения значения и
особенностей употребления фразеологизмов;
-использование морфемных, словообразовательных, этимологических
словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;
использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
7)-овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными,
стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта
использования языковых норм в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию,
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
языка:
поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;
-освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять

их на письме;
-применение правильного переноса слов;
-применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в
простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании,
диалоге;
соблюдение основных орфоэпических правил современного русского
литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с
акцентологическими нормами;
-выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления
их в речи с учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски;
нормативное
изменение
форм
существительных,
прилагательных,
местоимений, числительных, глаголов;
-соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и
управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и
аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом,
употреблении местоимений для связи предложений и частей текста,
конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной
соотнесенности глаголов-сказуемых в связном тексте;
8)- для слепых, слабовидящих обучающихся: формирование навыков письма
на брайлевской печатной машинке;
9)
для
глухих,
слабослышащих,
позднооглохших обучающихся
формирование и развитие основных видов речевой деятельности
обучающихся - слухозрительного восприятия (с использованием слуховых
аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма;
10) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета;
-приобретение опыта использования языковых норм в речевой и
альтернативной коммуникативной практике при создании устных,
письменных, альтернативных высказываний;
-стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства,
обозначить собственную позицию;
-видение традиций и новаторства в произведениях;
восприятие художественной действительности как выражение мыслей автора
о мире и человеке.
Литература
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
1) -осознание значимости чтения и изучения литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2)- понимание литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3)обеспечение
культурной
самоидентификации,
осознание
коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе
изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным

эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять
его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,
создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на
основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.,
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать
и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину
жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.".
Предметная область «Родной язык и родная литература» представлен
предметами:
Родной язык :
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения,
говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с
окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности в процессе образования и
самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного
языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического,
морфемного,
словообразовательного,
лексического,
морфологического),
синтаксического
анализа
словосочетания
и
предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объема используемых в речи грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю
общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),
нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой
практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию;
Родная литература:
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего

дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся
произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять
его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,
создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на
основе
понимания
принципиальных
отличий
литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.,
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать
и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину
жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Предметная область «Иностранные языки» представлен предметами:
Иностранный язык. Второй иностранный язык.
Изучение предметов направлено на достижение следующих целей:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям
иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии
мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с
жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной
литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня
иноязычной компетентности;
2)формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной
компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение
лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение
общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной
компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию
достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе
на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего
иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства
получения информации, позволяющей расширять свои знания в других
предметных областях.
Предметная область «Математика и информатика» представлен предметами:
Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика
Изучение предметов направлено на достижение следующих целей:
1) формирование представлений о математике как о методе познания
действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и

явления:
-осознание роли математики в развитии России и мира;
-возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории
математических открытий и их авторов;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом
(анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно
выражать свои мысли с применением математической терминологии и
символики,
проводить
классификации,
логические
обоснования,
доказательства математических утверждений:
-оперирование понятиями: множество, элемент множества, подмножество,
принадлежность, нахождение пересечения, объединения подмножества в
простейших ситуациях;
-решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия;
-применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение
строится от условия к требованию или от требования к условию;
-составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения,
интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование
полученного решения задачи;
-нахождение процента от числа, числа по проценту от него, нахождения
процентного отношения двух чисел, нахождения процентного снижения или
процентного повышения величины;
-решение логических задач;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до
действительных чисел; овладение навыками устных, письменных,
инструментальных вычислений:
-оперирование понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная
дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число,
иррациональное число;
использование свойства чисел и законов арифметических операций с
числами при выполнении вычислений;
-использование признаков делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении
вычислений и решении задач;
-выполнение округления чисел в соответствии с правилами;
сравнение чисел;
-оценивание значения квадратного корня из положительного целого числа;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения
тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем
уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные
ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с
использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат:
выполнение несложных преобразований для вычисления значений числовых
выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с
целым отрицательным показателем;
-выполнение несложных преобразований целых, дробно рациональных
выражений и выражений с квадратными корнями; раскрывать скобки,
приводить подобные слагаемые, использовать формулы сокращенного
умножения;

-решение линейных и квадратных уравнений и неравенств, уравнений и
неравенств, сводящихся к линейным или квадратным, систем уравнений и
неравенств, изображение решений неравенств и их систем на числовой
прямой;
5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения
использовать функционально-графические представления для решения
различных математических задач, для описания и анализа реальных
зависимостей:
определение положения точки по ее координатам, координаты точки по ее
положению на плоскости;
-нахождение по графику значений функции, области определения, множества
значений, нулей функции, промежутков знакопостоянства, промежутков
возрастания и убывания, наибольшего и наименьшего значения функции;
построение графика линейной и квадратичной функций;
-оперирование на базовом уровне понятиями: последовательность,
арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;
-использование свойств линейной и квадратичной функций и их графиков
при решении задач из других учебных предметов;
6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для
описания предметов окружающего мира; развитие пространственных
представлений, изобразительных умений, навыков геометрических
построений:
Оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная,
угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и
квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар;
изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и циркуля;
-выполнение измерения длин, расстояний, величин углов с помощью
инструментов для измерений длин и углов;
7) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах,
представлений о простейших пространственных телах; развитие умений
моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования
построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем,
аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач:
оперирование на базовом уровне понятиями: равенство фигур,
параллельность и перпендикулярность прямых, углы между прямыми,
перпендикуляр, наклонная, проекция;
проведение доказательств в
геометрии;
-оперирование на базовом уровне понятиями: вектор, сумма векторов,
произведение вектора на число, координаты на плоскости;
решение задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние,
величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;
8) овладение простейшими способами представления и анализа
статистических данных; формирование представлений о статистических
закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о
простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать
информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках,
описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью

подходящих статистических характеристик, использовать понимание
вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений:
формирование
представления
о
статистических
характеристиках,
вероятности случайного события;
-решение простейших комбинаторных задач;
-определение основных статистических характеристик числовых наборов;
оценивание и вычисление вероятности события в простейших случаях;
наличие представления о роли практически достоверных и маловероятных
событий, о роли закона больших чисел в массовых явлениях;
-умение сравнивать основные статистические характеристики, полученные в
процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;
9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для
решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с
использованием при необходимости справочных материалов, компьютера,
пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах:
распознавание верных и неверных высказываний;
оценивание результатов вычислений при решении практических задач;
выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях;
-использование числовых выражений при решении практических задач и
задач из других учебных предметов;
-решение практических задач с применением простейших свойств фигур;
выполнение простейших построений и измерений на местности,
необходимых в реальной жизни;
10) формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве
обработки информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
11) формирование представления об основных изучаемых понятиях:
информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
12)
развитие
алгоритмического
мышления,
необходимого
для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений
составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование
знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и
операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической;
13) формирование умений формализации и структурирования информации,
умения выбирать способ представления данных в соответствии с
поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с
использованием соответствующих программных средств обработки данных;
14) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного
поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения
соблюдать нормы информационной этики и права;
15) для слепых и слабовидящих обучающихся:
владение правилами записи математических формул и специальных знаков
рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля;
владение тактильно-осязательным способом обследования и восприятия
рельефных изображений предметов, контурных изображений геометрических

фигур и т.п.;
-умение читать рельефные графики элементарных функций на координатной
плоскости, применять специальные приспособления для рельефного
черчения;
владение основным функционалом программы невизуального доступа к
информации на экране ПК, умение использовать персональные
тифлотехнические средства информационно-коммуникационного доступа
слепыми обучающимися;
16) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
владение специальными компьютерными средствами представления и
анализа данных и умение использовать персональные средства доступа с
учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений;
Предметная область «Общественно-научные предметы» представлен
предметами:
История России. Всеобщая история.
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной,
культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им
опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых
национальных
ценностей
современного
российского
общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о
закономерностях развития человеческого общества с древности до наших
дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной
сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного
подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для
гражданской,
этнонациональной,
социальной,
культурной
самоидентификации личности, миропонимания и познания современного
общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
4) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать
содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях
прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое
отношение к ней;
5) воспитание уважения к историческому наследию народов России;
восприятие
традиций
исторического
диалога,
сложившихся
в
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском
государстве.
Обществознание
Изучение предмета направлено достижение следующих целей:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах
российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового самосознания, толерантности,
приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской
Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных
научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных
знаний и умений для определения собственной активной позиции в
общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных
отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений,
включая отношения между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного
поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и
нормами поведения, установленными законодательством Российской
Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок
правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные
социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее
осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые
выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного
интереса к изучению общественных дисциплин.
География
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
1) формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины
мира, их необходимости для решения современных практических задач
человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды
и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального
подхода как основы географического мышления для осознания своего места
в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной
ориентации в нем;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний
о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и
во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях
природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей,
экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования
приборов и инструментов для определения количественных и качественных
характеристик компонентов географической среды, в том числе ее
экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и
презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания,

соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей,
ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем
на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и
экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Предметная область «Естественнонаучные предметы» представлен
предметами:
Биология
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
1) формирование системы научных знаний о живой природе,
закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении
биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности
человека, для развития современных естественнонаучных представлений о
картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об
основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о
взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и
изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и
проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых
организмов и человека, проведения экологического мониторинга в
окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на
здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих, осознание необходимости действий по сохранению
биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении
проблем необходимости рационального природопользования защиты
здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества
окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации
труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними.
Физика
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости
явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей
роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;
научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и
фундаментальных законов физики;
2) формирование первоначальных представлений о физической сущности
явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых),

видах материи (вещество и поле), движении как способе существования
материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о
строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики;
овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения
физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных
исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых
и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности
погрешностей любых измерений;
4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и
механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов,
промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую
среду; осознание возможных причин техногенных и экологических
катастроф;
5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий
для рационального природопользования;
6) овладение основами безопасного использования естественных и
искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и
звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во
избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм
человека;
7) формирование представлений о нерациональном использовании
природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как
следствие несовершенства машин и механизмов.
Химия.
Изучение химии в основной школе направлено:
 на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законов химии,
химической символике;
 на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить
химический эксперимент, производить химические расчёты на основе хим.
формул веществ и уравнений хим. реакций;
 на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе проведения хим. эксперимента, самостоятельного приобретения
знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
 на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных
компонентов естествознания;
 на применение полученных знаний и умений для безопасного
использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на
производстве, решения практических задач в повседневной жизни,
предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей
среде.
Целями изучения химии в основной школе являются:
 формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность
образования, значимость химического знании для каждого человека
независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты
и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями

оценок и связь критериев с определённой системой ценностей,
формулировать и обосновывать собственную позицию;
 формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли
химии в сознании современной естественно-научной картины мира; умения
объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной,
социальной, культурной, технической среды, используя для этого
химические знания;
 приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания
и самопознания; ключевых навыков( ключевых компетентностей), имеющих
универсальное значение для различных видов деятельности: решения
проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации,
коммуникативных
навыков,
навыков
измерений,
сотрудничества,
безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Предметная область «Искусство» представлен предметами:
Музыка
Изучение искусства на уровне основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как
неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с
музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации,
самообразования, организации содержательного культурного досуга на
основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в
развитии мировой культуры;
2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также
образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого
воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и
искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
3) формирование мотивационной направленности на продуктивную
музыкально-творческую
деятельность
(слушание
музыки,
пение,
инструментальное
музинцирование,
драматизация
музыкальных
произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия
музыкальной информации, развитие творческих способностей в
многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино,
литературой, живописью;
5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других
народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью
эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во
взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми
понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках
изучаемого курса.
Предметная область «Технология» представлен предметом:

Труд (технология)
Изучение предмета «Труд (технология)» на уровне основного общего
образования направлено на достижение следующих целей:
1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития
общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности
технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и
экологических последствий развития технологий промышленного и
сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности,
решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического
оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или
процессов, правилами выполнения графической документации;
4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным
учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и
использования информации, оценивать возможности и области применения
средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере
обслуживания.
Предметная область «Физическая культура представлена предметом:
Физическая культура
Изучение физической культуры направлено на достижение следующих
целей:
1) понимание роли и значения физической культуры в формировании
личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни,
укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека,
создание основы для формирования интереса к расширению и углублению
знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского
движения, освоение умений отбирать физические упражнения и
регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических
занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной,
тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом
индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать
содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной
недели;
3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических
занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности
и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую
доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной
деятельности в организации и проведении занятий физической культурой,
форм активного отдыха и досуга;
4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и
физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за
динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее
состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий
физической культурой посредством использования стандартных физических

нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы
физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на
организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с
разной целевой ориентацией;
5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих,
оздоровительных
и
корригирующих
упражнений,
учитывающих
индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим
учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами
и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением
использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной
деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений,
ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение
функциональных возможностей основных систем организма.
Промежуточная аттестация проводится один раз в конце года, для оценки
качества усвоения учащимися всего объема содержания учебного предмета
за год.
Предметная область «Основы безопасности и защиты Родины» представлена
предметом:
«Основы безопасности и защиты Родины»
Изучение ОБЗР направлено на обеспечение формирования готовности
к защите Отечества и базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, что способствует освоению учащимися знаний и умений,
позволяющих подготовиться к военной службе, и выработке у обучающихся
умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовывать
конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера,
грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Такой подход содействует
закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья
человека, формированию необходимых для этого волевых и моральнонравственных качеств, предоставляет широкие возможности для
эффективной социализации, необходимой для успешной адаптации
обучающихся к современной техно-социальной и информационной среде,
способствует проведению мероприятий профилактического характера в
сфере безопасности.
Целью изучения ОБЗР на уровне основного общего образования является
формирование у обучающихся готовности к выполнению обязанности по
защите
Отечества
и
базового
уровня
культуры
безопасности
жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями
личности, общества и государства, что предполагает:
способность построения модели индивидуального безопасного поведения на
основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин,
механизмов возникновения и возможных последствий различных опасных и

чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять необходимые средства
и приемы рационального и безопасного поведения при их проявлении;
сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности
личности, общества и государства; знание и понимание роли государства и
общества в решении задач обеспечения национальной безопасности и
защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера.

Система промежуточной аттестации учащихся 8 – 9 классов.
1. Промежуточная аттестация с целью оценки качества усвоения учащимися
всего объема содержания учебного предмета проводится согласно графику.
2. Главным объектом промежуточной аттестации являются:
-предметные результаты освоения ООП, их соответствие требованиям
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО);
-метапредметные
результаты,
предполагающие
оценку
развития
универсальных
учебных
действий
учащихся
(регулятивных,
коммуникативных, познавательных);
-оценка личностных результатов (самоопределения, морально-этической
ориентации). Личностные результаты не подлежат итоговому оцениванию.
3.Видами промежуточной аттестации учащихся являются:
-вводный контроль (контрольные работы по русскому языку и математике,
родному языку, английскому языку, техника чтения в 5 классе);
-текущий контроль (проверочные и контрольные работы проводится после
изучения темы по предметам в конце четверти, учебного года);
-итоговый контроль (учащиеся проходят промежуточную итоговую
аттестацию, проводятся экзамены по двум предметам или выполняют
итоговую комплексную работу, которая проводится на межпредметной
основе и включает в себя систему разноуровневых заданий по предметам:
литература, русский язык, математика – диагностика УУД).
4.Учащимся выставляются отметки по четвертям.
5.В промежуточной аттестации учащихся, находящихся на лечении в
санатории, стационаре, учитываются отметки, полученные в учебном
заведении при лечебном учреждении.
8.Промежуточная аттестация учащихся, отсутствующих более 50% учебного
времени по уважительной причине (спортивные соревнования, сборы)
осуществляется с обязательной сдачей учебного материала, изучаемому в
четверти по выбору преподавателем любой из форм промежуточной
аттестации.

9.Классный руководитель доводит до сведения учащихся и их
родителей(законных представителей) предметы и форму промежуточной
аттестации, сроки.
10.Учащиеся, имеющие неудовлетворительную отметку за
год по
учебному предмету, должны пройти промежуточную аттестацию по данному
предмету. 11.
11. Итоговая аттестация учащихся 9 класса в соответствии с Положением «О
государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных
учреждений», утверждаемым Министерством образования и науки РФ и РБ)
проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) по двум
обязательным предметам (русский язык, математика) и двум предметам по
выбору выпускника.
12.Итоговая отметка в 9 классе по предмету, по которому проводятся
аттестационные
испытания, выставляется учителем-предметником на
основании годовой отметки и результатов государственной итоговой
аттестации обучающегося.

Форма промежуточной аттестации для 8-9 классов
Класс Предмет

Форма промежуточной аттестации

8 кл

Изложение
Тестовая работа
Диктант с грамматическим заданием
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа

9 кл

Русский язык
Литература
Родной язык
Родная литература
Иностранный язык
Математика
Информатика
История России.
Всеобщая история
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Музыка
Труд (технологияч)
ОБЗР
Физическая культура
Русский язык
Литература
Родной язык
Родная литература
Иностранный язык

Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Практическая работа
Проектная работа
Тестовая работа
Зачет
Тестовая работа в формате ОГЭ
Тестовая работа
Изложение
Тестовая работа
Тестовая работа

Математика
Информатика
История России.
Всеобщая история
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Труд (технологияч)
ОБЗР
Физическая культура

Тестовая работа в формате ОГЭ
Тестовая работа
Тестовая работа
Контрольная работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Проектная работа
Тестовая работа
Зачет


Наверх

О всероссийском учении

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ МКУ "Отдел образования Администрации МР Зианчуринский район РБ" №204 от 03 мая 2024 года "О проведении всероссийского учения".PDF (скачать)
Приказ по МОАУ Башкирская гимназия-интернат им.М.С.Буракаевой с.Исянгулово № 80 от 15.05.2024 года.PDF (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».